Разбирают старый вокзал.
С каждым днем от здания
остается все меньше и меньше.
Обнажились рубленые стены, бревна,
как новые, хотя простоял он, наверное,
лет восемьдесят. Плахи с потолка и из
перегородок даже не потеряли цвета,
крепкие и желтые.
Железнодорожники добрым словом
вспоминают строителей, восхищаются
мастерством неизвестных зодчих.
Скоро привокзальная площадь станет
просторней, пассажиры из окна вагона
будут видеть только, новый кирпичный
вокзал и старые березы.
" ... В начале 1891 года был окончательно решен вопрос о сооружении рельсового пути от Урала до Тихого океана. Николай Александрович Романов, который станет царем в 1894 году, прибыл из путешествия во Владивосток и получил письмо от отца-Александра , который писал:"... возлагаю на Вас совершение во Владивостоке закладки разрешенного к сооружению, на счет казны и непосредственным распоряжением правительства, Уссурийского участка Великого Сибирского рельсового пути". Цель прокладки железной дороги царь объяснял стремлением "... облегчить сношения Сибири с прочими частями Империи, тем явить сему краю, близкому Моему сердцу, живейшее Мое попечение о мирном его преуспении".
19 мая 1891 года Николай Александрович отвез тачку земли к будущему полотну железной дороги, положив начало пути.
Валерий Привалихин в своей книге "Тайга. 100 лет" пишет», что город и станция Тайга обязаны своим появлением не только началу прокладки Великого Сибирского рельсового пути, но и Николаю Павловичу Меженинову. Вслед за Привалихиным мы можем то же сказать о станции Ижморской и поселке. Дело в том, что первоначально железная дорога планировалась от Урала на Томск, от Томска на Енисейск - севернее ныне проложенной.
Подробно ознакомившись с условиями работ от Томска до Иркутска, Н.П. Межеников подал в Министерство путей сообщения две записки. В одной из них сообщал: "Великий Сибирский путь" должен быть сплошным от Европейской сети железных, дорог до бассейна Амура и должен начинаться от Златоуста и направляться на Челябинск, Курган, Петропавловск, Омск, Каинск, пересекая Обь в 80-ти верстах выше Томска, далее на Мариинск, Ачинск, Иркутск".
В проекте Меженинова был обойден Томск, в то время крупный промышленный и экономический центр Сибири, поэтому Министерство финансов не спешило его утверждать.
Наконец, в 1892 году Меженинов был назначен начальником экспедиции для проведения подробных изысканий и составления проекта дороги Обь - Иркутск, потом начальником строительства этой дороги.
Томск не был обойден, к нему проложили отдельную ветку. Первоначально вокзал станции Томск-1 назывался "Межениновка", но в 1909 году был для удобства переименован в Томск-1. В память о первом строителе магистрали между Томском и Тайгой есть маленькая станция Межениновка.
Работы на участке Обь - Красноярск были начаты в мае 1893 года. Железная дорога шла с запада на восток, однако столетие станции Ижморской мы отметили в 1993 году, а станции Тайга - в 1995. Историки объясняют этот факт тем, что дорога строилась участками, видимо, ижморский участок пустили в строй раньше тайгинского.
"Путеводитель по Сибирской железной дороге", изданный в 1900 году, представляет наш поселок начала века: "ст. Ижморская. 1У кл. (1.617 вер.) При станции образовался небольшой поселок из крестьян соседних селений и торгующих евреев. Вблизи село Ижморское (850 душ обоего полу), Мариинского уезда. Район станции отправляет до 120000 пудов разного груза (хлеб, конопляное масло, лес)".
На нашем снимке станция Ижморская в 1904 году. Несмотря на всю неприглядность и дикость окружающей природы, как писали в то время в справочниках и путеводителях о Сибири, пристанционный поселок рос, привлекая ссыльных, переселенцев из Европейской России.
По системе реки Яи были обнаружены выходы габбро, который добывался для искусственных сооружений на линии и для облицовки моста через реку Кию. По правому притоку Яи - Алчедату нашли порфир - каменную породу, близкую к граниту, употреблявшуюся для фундаментов железнодорожных построек. Кроме того, по Золотому Китату возникали поселения старателей. Железная дорога связала наш сырьевой край с перерабатывающими предприятиями.
Несколько лет - до постройки железнодорожной ветки на Томск, - ямщики крупных сел по Иркутскому тракту Колыона, Почитанки, Постникова конкурировали с товарными поездами. Но постепенно железная дорога вытеснила конный извоз от Томска до Иркутска.
Станция Ижморская относилась к Почитанскому околотку, только в 1924 году станцию начали официально именовать поселком, создали райком партии, отделение милиции, часть аппарата райкома и милиции переехала из волостного Колыона.
По воспоминаниям старожилов вокзал, который на снимке 1904 года, сожгли во время гражданской войны в 1918-20 г.
Одни говорят, сжег партизанский вожак Петр Лубков, другие - белые. Начальником станции Ижморская в 20-х годах был Ларин Ан. Сергеевич. Известно что его расстрелял Колчак.
Вскоре построили новый, тот, который сейчас разбирают.
В войну привокзальная площадь стала местом слез. В июне 1941 года сюда приехали со всего района мобилизованные на лошадях, на машинах, несколько дней площадь гудела и рыдала. Потом стали прибывать эшелоны с эвакуированными.
Станция Ижморская встречала москвичей, ленинградцев, многих выносили из вагонов на руках, они были больны и истощены. Детей отправляли в Колыон в детский дом. Пришли составы с поволжскими немцами. На запад все четыре года войны ехали и ехали новобранцы.
После войны поехали обратно в Россию предприятия, эвакуированные в Сибирь и на Дальний Восток. В это время железнодорожники испытывали колоссальные нагрузки, однако дорога работала без перебоев.
В 1956 году тайгинское отделение железной дороги - станция Ижморская относилась к нему - стало готовиться к переходу с паровой тяги на электрическую. Дорога переживала второе рождение. Обновлялось полотно, устанавливались новые прожекторные вышки, машинисты, помощники, слесари проходили курсы переквалификации. Летом 1959 года поезда на электровозной тяге пошли через станцию Ижморскую.
На станции работали медпункт, буфет, буфет был и на перроне, рядом стоял киоск "Союзпечать". Пассажиры не бегали в вокзальный буфет за пирожками и пивом, поезда стояли в Ижморской только две минуты. После постройки современного вокзала, старый еще долго служил. В нем размещались различные железнодорожные службы, арендовали помещения предприниматели под магазины.
Были предложения разместить в нем автостанцию, но десять лет назад чиновники посчитали, что здание недостаточно прочное и потребует большого ремонта, с тем и оставили его.
Сейчас железнодорожное руководство по всей магистрали "... поправляет лицо полотна", здание старого вокзала требует средств на содержание, решили его просто разобрать. На этом месте, по словам А. Л. Голубева, ничего пока не планируется строить.
Т. ЖАВОРОНКОВА.
НА СНИМКАХ: вокзал в
1904 году; вокзал до 1988
года; современный вокзал.
Фото В. Звягина.
19 ноября 1997 год.