Сайт села Святославка - История села
Главная
Размер шрифта:AAAЦвет сайта:ЦЦЦИзображение:НастройкиОбычная версия

Настройка шрифта:

Выберите шрифт:TahomaTimes New Roman

Интервал между буквами:СтандартныйСреднийБольшой

Настройка цветовой схемы:

Чёрным по белому
Белым по чёрному
Тёмно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по тёмно-коричневому

Закрыть панельВернуть стандартные настройки

 
.Пятница, 17.08.2018, 10:07



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Меню сайта

ВХОД НА САЙТ

Поиск

Старое фото жителей села

Раздел школьныx фотографий

Старое фото самого села Святославка

фото села в наши дни

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 255

метки

objazannosti starosti

Святославка Петр Лубков

Turist 1963-1987 god

Поезд в юности

Ижморский вокзал

Курский говор

Газета Заря коммунизма


 
Приходит пора, когда каждый человек осознает важность знания истории своего края, района, села.
 
Не зная истории мы не можем идти в будущее, мы "идя вперёд" не осознавая того, будем идти назад.

 Знать свою историю это так же важно как знать буквы алфавита. Это не только важно, но и интересно.




 
     …Наутро дед закрыл на засов избу и амбар. Потом мы все вместе с нашими коровами и лошадьми отправились в путь. На телегах сидели дети, старики и старухи. Старики со слезами на глазах прощались с родными местами. Дети тоже приуныли, видя горе и тоску взрослых. Я сидела на телеге и смотрела, как исчезает в пыльной дали наша деревня. Остановились у кладбища, бабушка с дедом, попрощались с родными могилами. Больше никогда не придут они к ним - выплакать свою печаль, попросить совета, защиты...
До свидания родная деревня, мы идем в Сибирь.

 
Так, переселялись наши предки.


 
Село Святославка свое начало берет с 1886 г, когда переселенцы из Курской, Полтавской, Орловской губернии шли своим ходом в Сибирь, в поисках свободных земель. 
     
Что означает название Сибирь? О ее происхождении существует несколько версий. В настоящее время наиболее распространены две точки зрения. Одни учёные выводят слово Сибирь от монгольского шевер (болота), другие связывают слово Сибирь с именем сабиров – народа, населявшего когда-то лесостепную часть Западной Сибири. 

Причины переселения.

Русская семья конца XIX – начала XX века была многодетной. Многодетность поддерживалась обычаями и освящалась Церковью. Уклонение от рождения детей, прерывание беременности считались тяжелым грехом. Дети служили моральным оправданием половой жизни. Крестьяне жили естественной жизнью.
В этих условиях число рождений на одну русскую женщину приближалось к физиологическому пределу. Верхний уровень детородного возраста составлял для русских женщин примерно 45 лет, колеблясь в разных губерниях от 42 до 47 лет. Первый ребенок появлялся спустя 2-2,5 года после замужества. По обычаю крестьянки кормили ребенка грудью «два великих поста» и поэтому промежутки между рождениями были примерно такими же. Следовательно, при нормальных условиях женщина, прожившая в браке до конца деторождения, рожала в течение жизни 8-10 раз.
К царствованию Николая II благо России – крепкая и многодетная семья, высокий уровень рождаемости и прироста населения – оборачивается и своей противоположной стороной. Во многих центральных губерниях России начинает наблюдаться перенаселение, земля, поделенная по все возрастающему количеству едоков, уже не может прокормить всех членов крестьянской общины, многие десятки тысяч крестьянских рук теряют возможность найти приложение своего труда. Только за 1897-1917 годы плотность населения в Европейской России увеличилась в два раза. Избыток рабочей силы в некоторых районах страны достиг 76%.
Перенаселение деревень, безземелье и неурожайные годы вынуждали крестьян стронуться с родных мест и переселяться на новые земли в Сибирь.

Шли ходоки в разведку на новые места на основании слухов или рассказов бывалых людей. В то время железной дороги по Сибири еще не было, потому все, кто изъявлял желание уехать, отправлялись в путь на лошадях и зачастую пешком. Сниматься переселенцы с родных мест могли только поздней весной или в начале лета. На это было две основные причины. Ждали, пока пройдет лед на реках и вторая когда появится подножный корм для лошадей и домашних животных. Движение переселенцев в Сибирь совершалось на Пермь, Тюмень и оттуда по Сибирскому тракту на Ишим, Омск, Томск. Самые первые переселенцы прибыли осваивать место, где теперь находится наше село, были из Курской губернии.

Предыстория названия нашего села.

Название нашего села Святославка, произошло от переселявшихся крестьян из Курской губернии. Назвали его, в память о своей Родине, для будущих потомков, в котором они проживали, сл. Святославка, Грайворонский уезд, Курская губерния.
Первым жителем деревни (слободы) Святославка в Курской губернии, был Святослав Недосеков, который поселился возле леса, а потом, когда заселение заимки стало массовым, перешел на другую сторону речки. По его имени и названа сл. Святославка.

До революции селение состояло из двух населенных пунктов: сл. Святославка и деревня Новоселовка. По данным канцелярии Курской губернии за 1862 г., слобода Святославка находилась: Курская губерния, Грайворонский уезд, имевшая  80 дворов, с числом душ мужского пола - 253, женского - 226. Рядом расположена деревня Новоселовка, в 1862 г., имевшая при 30 дворах, 107 душ мужского пола и 94 женского.

 
Становление села.

В то время, где находится село Святославка, вокруг был лес, в центре села, где сейчас река, была не проходимая тайга. 
Первоначально прибывшие переселенцы, выбрали себе заимку, на левом берегу тайги. По этой тайге протекал не широкий ручей. На первое время строили землянки вдоль ручья, а затем возводили дома. Строили из самого лучшего леса, пилили прямо из тайги, брали хвойный лес, и на месте рубили дома. Затем разрабатывали земли под пашню, выжигали лес, выкорчевывали пни, расчищали место для сенокосов и посевов. Начиналась новая жизнь на необжитом месте.
Первые письменные упоминания о нашем селе появились в 1886 году. В то время оно находилось на Малопесчанской земле, Томской губернии. Малопесчанка волостью еще не была, она входила в Мариинский округ, Почитанскую волость. А спустя 7 лет, в 1893 г. Святославка будет принадлежать, Барнаульскому округу, Томской губернии, Мариинскому уезду, Малопесчанской волости.


Шло время, в деревню прибывали всё новые и новые группы переселенцев. Начали подходить соседи, переселенцы из Белгородского уезда Курской губернии. Все они селились в одном месте, образуя новую улицу на правом берегу тайги.
К 1893 году с увеличением количества населения застройка деревни начала принимать соответствующий порядок: дома стали строить в два ряда, образуя широкие улицы. Землеустроители под один крестьянский двор отводили одну десятину (1,092 гектара). Дворы располагались таким образом, чтобы через каждые 3 или 4 усадьбы проходил прямой сквозной переулок. Надворные постройки: амбары, пригоны строились сзади, далее шли огороды и в конце бани. За 7 лет, с момента возникновения нашего села, переселенцы смогли обзавестись 116-ю дворами и 734-мя жителями.

Из «Справочной книги по Томской губернии за 1893 г.» становится известно, что в д. Святославка на этот момент уже располагались улицы по обе стороны реки Кочковатка. Крестьянских дворов было 116, не крестьянских 0, число жителей мужского пола-399, женского-335 душ. Количество десятин владеемой земли селением, 12000. 
(Десятина равнялась 2400 квадратным саженям, или 1,092 гектара.)

Более позднее переселение было, когда уже возникла транссибирская магистраль и Ижморская железнодорожная станция,  в 1893 году. Это переселение шло более быстрыми темпами. В Сибирь ехали русские, украинцы, белорусы, латыши, эстонцы, немцы, евреи, татары, мордва, представители других национальностей. Переселенцы, селившиеся вместе, одной национальностью, сохраняли свою культуру, быт, обычаи.

 Русские люди принесли с собой в Сибирь традиционные занятия, уклад жизни, семейно-родственные отношения, общинную организацию жизни и конечно, православную веру. Строительство церкви считалось важнейшим событием в истории села, так как свидетельствовало об устойчивости поселения, стабильности и административной значимости. Кроме того, церковь служила своеобразным ориентиром, центром притяжения для новых поселенцев. Освящение церкви становилось событием, которое фиксировалось на страницах сибирских летописей.

Продолжая повествование об истории нашего села, 23 марта 1897 года важная дата в истории Святославки. 
Это год открытия церкви и переименования статуса деревни, в село. Строительство церкви занимало не один год. Первоначально подготавливался весь необходимый материал: рубили лес и подвозили его к месту постройки. Затем нанимали опытного уставщика, под руководством которого начиналась работа. Во вновь построенную церковь жители вносили самые ценные реликвии. Церковь была построена без излишних архитектурных украшений, но в тоже время величественно вознеслась над окрестностями села, издалека привлекая к себе внимание. По общей красоте, выразительности, церковь была самым красивым зданием села. Она была гордостью округи. Звон ее колокола раздавался далеко и в тихую погоду был слышен за десять километров.
При официальном открытии и освящении церкви присутствовало практически все село, от мало до великого.

«Из справочной книги по Томской епархии за 1910-1911 гг.» стало известно, что в селе Святославском была построена церковь–школа, деревянная–однопрестольная. Во имя Святителя и Чудотворца Николая. Построена в 1896 году.
Земли при ней нет.
Расстояние от г.Томска 130 верст.
Почтовый адрес: через ст. Берикуль, Сиб. жел. дороги и М-Песчанское волостное правление.
Состав прихода: с. Святославское, Мариинский уезд, переселенческие поселки: Островский в 8 верстах. Ново – Славянский – 9 верст. Деревня Дмитреевская – 7 верст.
Прихожан общее число 2962 души.
Причта по штату: один священник и один псаломщик.
Содержание причта при готовых причтовых домах.
Священник, Михаил Алексеевич Кожевников 41 год. Окончил в Каинском уезде училище, определен псаломщиком 15 января 1888 года. Пять лет состоял учителем церковно приходской школы. Рукоположен во диакона 26 августа 1893 года, и во священники к сей церкви, 23 марта 1897 года.
Исправляющий должность псаломщика, Иван Поликарпович Сычев, 26 лет, окончил курс в Томском духовном училище. Состоит в настоящей должности с 17 февраля 1903 г. и при сей церкви с 1910 г.

В селе Святославском церковно-приходская школа открыта в 1897 г. Первой учительницей была назначена девица  Елизавета Хворова. В 1910 году учителями назначены: Е. И. Лещинская, окончила епархиальное женское  училище и Е.А. Астафьева, окончила курсы в Колыонской второклассной школе. Жалование получили, первая 240 руб. и вторая 120 руб. Учащихся в школе общее число 80 чел.
Программа церковно-приходской школы включала в себя Закон Божий, обязательно церковное пение, церковно-славянское чтение (обязательно), русский язык, арифметику и чистописание.

 
Шли годы, люди все больше обзаводились деревянными постройками, воду брали уже в колодцах, а не в ручье, село росло и ширилось. Начали подходить хохлы из Полтавской губернии. Все они селились в одном месте. На левом берегу, с правой стороны, образуя продолжение улицы. Спустя еще шести лет, с 1893 по 1899 г, село выросло почти в два раза и имело со 116 дворов, уже 218.
Число жителей было 734, стало 1364 чел.
В среднем 6 человек на один двор.

 
Из справочной книги «Список населенных мест Томской губернии на 1899 год» 

Наше село имело название: Святославкий поселок
Губерния: Томская.
Уезд: Мариинский.
Волость: Мало-Песчанская
Водный ресурс: Кочковатка река
Число дворов крестьянских: 218
Число дворов некрестьянских: 1
Число жителей мужского пола: 682 человек
Число жителей женского пола: 682 человек
От Томска: 137 верст
От уездного города: 90 верст (Мариинск)
От ближайшего почтового отделения: 18 верст (с.Колыон)
От волостного правления: 20 верст (М-Песчанка)
От квартиры чиновника по крестьянским делам: 90 верст
От земского заседателя: 18 верст
От мирового судьи: 18 верст
От судебного следователя: 90 верст
Количество удобной земли: 10530 десятин
Количество неудобной земли: 193,77
Дополнительная информация: Церковь. Церковно-приходская школа. Хлебозапасный магазин. Питейное заведение. Ветреная мельница. Три торговых лавки.


Жизнь в селе продолжалась... Постройки растянулись далеко по обеим сторонам ручья Кочковатка, в два ряда. Вновь прибывшим переселенцам люди помогали строить новые дома, раскорчёвывать лес для полей. Взаимная помощь и поддержка способствовали быстрому росту села. С 1899 года приток переселенцев в Святославку стал намного меньше. Основная масса людей к этому времени уже переселилась. Подселялись лишь прибывшие односельчане и родственники из центральной России. Остальной поток переселенцев будет идти уже мимо села, осваивать новые места, возводить новые деревни в округе Святославки. Вырастут деревни: Островка, Новославянка, Александровка, Левашовка, Головинка, Никифоровка, Чедат
За 12 лет, с 1899 по 1911 год, Святославка пополнилась всего на 57 дворов и 475 жителей.
Среднее количество жителей на один двор так и осталось на протяжении с 1889 по 1911, 6 человек на один двор.
Общее число жителей возросло с 1889г по 1911г, с 734 жителей, до 1791 жителя.


"Из справочной книги списка населенных мест Томской губернии за 1911 г."

 
 с.Святославка имеет: 275 дворов
Число людей мужского пола: 892
Число людей: женского пола: 899
Владеемой земли селением: 10530 десятин.
Дополнительная информация: Церковь. Церковно-приходская школа. Хлебозапасный магазин. Питейное заведение.
Ветреная мельница. Шесть торговых лавок.

Память людская не смогла сберечь, в каком месте находилась ветреная мельница.
Осталась лишь документальная запись из книг. Также неизвестно где располагалось самое первое кирпичное производство, обеспечивающее потребности села. Известно лишь то, что владел им Матвей Холод. Кирпич имел размер больше обычного, и был сделан из песка. По центру выбито клеймо с буквой Х. (Второй кирпичный завод в Святославке, появится только в 1936 году).

 
К 1911 году люди уже обжились, развели скот, лошадей, и жили обычной для них крестьянской жизнью. За селом у каждой семьи была своя пашня. Землей наделяли в зависимости от количества мужчин в семье. Земля в то время была самым главным богатством, поэтому мальчики в семье были более желанны, чем девочки. Землю возделывали с помощью лошадей, которых обычно в одном хозяйстве было не меньше трех. Как правило, держали двух коров, много овец, свиней, птицы. В сенокос также у каждой семьи был свой участок. Те, кто был более зажиточными, имели больше лошадей, но все это, зарабатывалось своим трудом. Сильно резкого разделения на бедных и богатых не было, но бедняки все же были. Бедняками люди были по двум причинам. Чаще всего это были многодетные семьи, где кормильцем был только один отец, и у них было мало земли. Сколько бы он не работал, семья разбогатеть не могла. Но такие семьи хоть и были бедными, никогда не голодали. У них была какая-то своя скотина, и они, как правило, работали на тех, кто по богаче и получали продукты за работу. К ним в селе относились с сочувствием, не обижали. Но были в деревне и другие бедняки - пьяницы и бездельники. Таких, деревня не любила.

 
Благоустройством улиц на селе, в то время особо не занимались. Выкорчевывали только крупные деревья, которые росли вдоль улицы.  Лишь через ручей Кочкаватка, сделали не высокую насыпь. Вода в ручье затопила часть спиленных деревьев и корней.
      Река в селе имела очень большое значение, особенно зимой. Большую часть скота, коров, лошадей, поили прямо из проруби. Бани стояли в конце огородов и воду использовали только с реки.
Из благоустройства, были огорожены оба кладбища, поскотины, и возводились новые колодцы.

 
В Святославке в то время было принято копать колодцы ровно по середине улицы. ДорОг на каждой улице было по две. Одна по одной стороне домов, другая по другой стороне, а колодцы по центру. Старожилы это объясняют так. Лошадей в каждом дворе было по четыре, пять. Жизнь кипела от рассвета до заката, как в самом селе, так и за его пределами. Каждый что-то подвозил, отвозил и чтобы не мешать, друг другу, ездили по той стороне, где проживали. В то время не было понятия иметь одну дорогу и двигаться по правой стороне, люди не имели представления, что, и какая жизнь ждет их впереди… 

В селе сохранился один из колодцев, построенный в самом начале образования села. До сих пор он стоит по центру улицы. Повидал он и зарождение села, и первую мировую войну, во время гражданской войны колчаковцы отбирали оружие у населения и бросали в этот колодец. Видел он, как раскулачивали крепких хозяев, как ссылали в Нарым, как загоняли в колхозы, как выручал в Великую Отечественную войну. Смог он выстоять и когда вели водопровод в 80-х годах, и даже удержался тогда, когда строили дорогу в наше время. Люди всегда поддерживали его в рабочем состоянии, но сохранить и отстоять его в последние события, смогли Валентина Ефимовна Анпилогова и Владимир Иванович Горевой.

 
А жизнь в селе продолжалась... На смену ветреной мельницы, которых часто уничтожали пожары, пришла водяная. Большая протечная вода в то время была в километре от села. На том месте, построили плотину и установили на ней водяную мельницу.

 
В селе работала своя кузня, появилась маслобойня, три питейных заведения, церковь, имелось кирпичное производство. Люди жили, трудились от зари и до заката, работали круглый год не покладая рук, каждый старался больше развести скота, обработать больше земли. Работа составляла главный смысл их жизни. Как бы хорошо в Сибири не было, а тоска по своей родине у переселенцев была. Единственным развлечением в Святославке, была церковь. Священник Михаил Алексеевич Кожевников в Святославской церкви прослужил до 1912 года. С 1912 года священником служит Петр Георгиевич Любимов, 35-лет, из третьего класса Томской духовной семинарии.
Обязанности Сельского старосты в 1913 году исполнял Башкирцев Василий Никитич.

Гражданская война.

Приближался 1914 год, никто не думал, что в один из летних дней, 28 июля все пойдет по-иному. Весть о начале войны в Святославку пришла в августе, когда люди уже приступили к уборке урожая. По селу пронеслись крики: «Война! Война!», с такой же быстротой несся женский плач. Во время первой мировой войны много людей из Святославки были мобилизованы в царскую армию. В том числе и Митрофан Гладченко. На окраине села люди прощались. Будущих солдат, усаживали в телегу, и резвые кони мчали в далекую неизвестность.

Время шло, а конца войне не было. Одна семья за другой получали извещения о гибели или ранении близких людей.
Первая Мировая Война еще не закончилась, а уже наступал 1917 год, а за ним гражданская война, после которой начался голод и разруха...

1918-1920 гг. – волна гражданской войны охватила крестьянство нашего села. События, происходившие в годы гражданской войны, оставили неизгладимый след в истории Святославки. Сколько бед натерпелись жители села от колчаковцев и белочехов, которые вели себя как варвары, не жалея ни женщин, ни стариков. Люди прятались в погреба, убегали в лес, а они грабили село и убивали даже детей.

В Святославке существуют могилы детей, убитые колчаковцами. Один из них, Головин Илья Борисович. Было ему девять лет. Много пострадало в этой войне невинных людей, как от «белых» так и от «красных».

 
В августе 1918 г. в Святославку Мало-Песчанской волости Мариинского уезда прибыл отряд милиции из 13 человек. Как и в других местах, милиционеры избивали дезертиров и их родственников, собирали недоимки по налогам, оружие и армейское обмундирование.

 
До десятка подлежащих мобилизации парней собралось у бывшего фронтовика унтер-офицера П. К Лубкова. Они договорились в армию не идти, на принуждение ответить силой. 15 августа, во время сельского схода, группа П. К. Лубкова напала на бесчинствовавших карателей и пёребила их в рукопашной схватке. Инициаторы выступления с оружием скрылись в лесу. В Святославку из Мариинска прибыл карательный отряд. Белые расстреляли несколько человек и разорили хозяйства непокорных. Многих селян подвергли избиениям.

В ответ группа П. К. Лубкова разгромила милицию Судженской волости. Партизаны захватили оружие и расстреляли ее начальника. Следующий бой отряд провел в родном селе Святославка. Белых забросали гранатами, а П. К. Лубков застрелил офицера, после чего партизаны скрылись в лесу. Взбешенные потерями, каратели сожгли дома партизан и учинили над их родственниками новые издевательства, ограбив село, ушли в Мариинск.
Как писалось выше, в селе существует до сих пор колодец. Построен он еще до революции. Колчаковцы ломали и бросали в этот колодец награбленное оружие. О боях отряда П.К. Лубкова, тут.

11 ноября 1918 года была окончена Первая Мировая Война.
С войны стали возвращаться домой, молодые крестьяне. Вернулся домой и Митрофан Иванович Гладченко, служил он на флоте, на крейсере «Аврора». В это время в селе в очередной раз появились колчаковцы, и стали шерстить его. Искали партизан, заходили в каждый дом. Зашли и в тот дом, где остановился Митрофан, там нашли флотскую форму, стали проверять карманы, в одном из них оказался документ, в котором написано, что Митрофан принимал участия в схватках с белогвардейцами. Самого Митрофана дома они не застали, был он в лесу, просто по своим делам. Когда вернулся из леса, тут-то его и схватили. Казнили его, и еще несколько людей, прилюдно, прямо в центре села.


Известные события, дали нам имена, которые мы должны помнить: Артюхов С, Гладченко М.И. Гасевский Т. Балыбин С. Ломакин С. Хатеев М. Николенко Н. П. Жуков И. Е. Жуков В.М. Жуков Н.М. Жуков П.М.

После изгнания белой армии из Сибири крестьяне с энтузиазмом встретили восстановление советской власти. С приходом советской власти стали вводить продразверстку, обязательную сдачу излишков.
Крестьяне обязаны были сдавать главным образом пищевое и фуражное зерно (рожь, пшеницу, овес, просо), а также мясо, коровье масло, яйца, шерсть, конопляное семя для изготовления растительного масла, картофель, капусту, морковь, огурцы и другие овощи.

В двадцатом году в Святославке уже существовал сельский совет. Первым председателем сельсовета был избран
Т. Госевский Степан Анисимович, секретарем Черкашин.

В тоже время советская власть с первых дней своего существования поставила задачу – полное уничтожение Православной Церкви. Декрет 28 января 1918 года «Об отделении церкви от государства, и школы от церкви» законодательно закрепил не только свободу вероисповедования, но и свободу атеизма. Началось закрытие церквей и школ.
Петр Георгиевич Любимов долго не задержался в Святославской церкви.
В 1915—1916 гг. Пётр Георгиевич уже служил в Чердатской церкви, Зырянского района.


 
 
Спец. настройки
Версия для слабовидящих

Календарь
«  Август 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Хотим знать мнение


    Святославка, Кемеровская область 2018