Сайт села Святославка - История села 1926 - 1945 г.г.
Главная
Размер шрифта:AAAЦвет сайта:ЦЦЦИзображение:НастройкиОбычная версия

Настройка шрифта:

Выберите шрифт:TahomaTimes New Roman

Интервал между буквами:СтандартныйСреднийБольшой

Настройка цветовой схемы:

Чёрным по белому
Белым по чёрному
Тёмно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по тёмно-коричневому

Закрыть панельВернуть стандартные настройки

 
.Понедельник, 21.05.2018, 17:47



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Меню сайта

ВХОД НА САЙТ

Поиск

Старое фото жителей села

Раздел школьныx фотографий

Старое фото самого села Святославка

фото села в наши дни

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 248

метки

objazannosti starosti

Святославка Петр Лубков

Turist 1963-1987 god

Поезд в юности

Ижморский вокзал

Курский говор

Газета Заря коммунизма


С приходом советской власти справочных книг по Томской епархии больше не издавалось. Но по рассказам наших старожилов (они застали уже это время), батюшка при советской власти все же был. Фамилия у него была Зернов, а вот имени уже никто не вспомнил. Какое-то время жил он еще при церкви. За церковью стоял его дом. Жили они вдвоем, с матушкой. Было у них две дочери. При церкви были певчие, Святославские женщины, Москаленко, Ярыгина, Полина Кануперова. Церковь была вся огорожена, само здание было оштукатурено, как внутри, так и снаружи. В церкви было много икон и подсвечников. До конца двадцатых годов они прожили при церкви. В начале тридцатых годов пошло массовое гонение на церковь и им пришлось съехать с территории церкви. Жили они, по этой же стороне улицы, где стояла церковь, в самом низу в конце улицы. На тот момент, когда наши, теперешние старожилы были детьми, он был уже пожилым человеком.
К 1926 году, несмотря на происходившие события, Святославка все же смогла стать еще больше. За прошедшие еще 15 лет, с 1911 по 1926 год число дворов возросло с 275 до 338. Число жителей с 1791-го до 1940. Выросло на 63 двора и 149 жителей.
Среднее количество жителей на один двор немного сократилось, стало 5,7 человек.


С установлением мирного времени пришло и время образования. С приходом Советской власти церковно-приходские школы были объявлены вне закона. В двадцатых годах образовывается начальная школа. Это был маленький домик, в котором жила Батурина Пана, со своей мамой и находилась примерно на том же месте, где сейчас стоит кирпичная школа, только выдвинутая вперед, по ходу улицы. Школа была трехлетка. Было в ней 2-е комнаты, эти комнаты разделял большой коридор. Коридор считался спортзалом. Отопление было печное, учились при лампах. Первыми учителями были муж с женой. Фамилии их уже никто не помнит, т.к. они были приезжие. (Из расск. старожилов). История школы, тут.

В 1924 году в Сибири было проведено
административно-территориальное районирование. Постановлением Томского губернского совета рабочих и крестьянских депутатов от 4 сентября 1924 года в Кузбассе было создано 18 районов. Село Святославка продолжало еще входить в Мало-Песчанский район, Новосибирской области.


Из справочной книги «Список населенных мест Сибирского округа за 1926 год»
 

Месторасположение населенного пункта: ручей Кочковатка
Год возникновения населенного пункта: 1886 г.
Число хозяйств по данным переписи за 1926 год
Число дворов: 338
Население мужчин: 940
Население женщин: 1000
Обоего пола: 1940
Преобладающая национальность: русские
Расстояние до окружного центра (Мариинск): 139 км
Расстояние до районного центра (М-Песчанка): 21 км
Расстояние до сельсовета: 0 км
Расстояние до лечебного пункта: 21 км
Расстояние до школы: 0 км
Расстояние до жел. дороги (Ижморская): 37 км
Расстояние до речной пристани (Зырянская): 80 км
Расстояние до почтового и тел. отделения (Колыон): 19 км
Расстояние рынков сбыта сельхоз продуктов: 37 км
Расстояния рынков покупки пром. продуктов: 37 км

Жизнь сельчан принимала нормальный облик. Все люди обжились, укоренились. Возили с Колыона почту, ездили в Ижморку на рынок продавать излишки сельхозпродукции и приобретать в основном ремесленные изделия. В местных лавках: соль, спички, керосин и.т.д. все это было. За медицинской помощью обращались в Мало-Песчанку. Чаще лечились у местных знахарей, беременных обслуживали бабки повитухи...

Село хоть и имело название Святославка, но некоторые особенности, все же были. В селе существовало три улицы. У каждой улицы были свои имена. Левая сторона делилась на три названия. «Прицепиловка», «Кулиновка», «Хохловка». По правую сторону тайги, улица имела одно название, «Бочановка». За «Бочановкой» следующая улица, называлась она, «Ерзовка». Официального название улиц в Святославке к этому времени еще не было. Каждый житель своей улицы, края, называли теми именами, откуда они переселились. Отсюда можно предположить, что левый берег заселился раньше правого.

Заселялись там жители Святославки и Новоселовки. Улицу они назвали в память своей, "Кулиновка Позже еще подтягивались односельчане близ лежащих деревень Грайворонского уезда, Курской губернии. Земли под пашню, всем хватало, люди тянулись поближе друг к другу. 

Улица на левом берегу изначально была короткая, с левой стороны начала улицы проходил лог, за логом стоял лес. Спустя некоторое время вновь прибывшим переселенцам выделили участок за логом, в лесу. После застройки выделенного участка, жители противоположной стороны (Хохлы), назовут его «Прицепиловкой».
Улица стала иметь три названия, «Прицепиловка», «Кулиновка» и в самом конце жили хохлы, с Полтавской губернии, «Хохловка».

Возможно, большинство жителей правого берега тайги заселяли соседи, переселенцы Курской губернии из Белгородского уезда, деревни Лопань, т.к. название Святославка уже существовало, они назвали улицу, в честь своей улицы, «
Бочановка».

Была и третья улица, за Бочановкой, она имела название, «Ерзовка».
Отсюда можно предположить, что раньше люди считали, что жили в двух разных деревнях, разделяющих тайгой и ручьём. Возможно, поэтому и стало в Святославке два кладбища, каждое на своей стороне.
Названия края «Прицепиловка» объясняется так. Землеустроители под один крестьянский двор отводили одну десятину. Если случалось, что приезжало большее количество семей, чем было нарезано земельных участков, то отводилось дополнительное место за лесом или выделялся ряд участков в конце улиц — перпендикулярно к ним. Такую часть деревни переселенцы с Украины называли «Оторвановка» или «Прицепиловка», в свою очередь жители «Прицепиловки», а жили там русские, подселявшиеся с Курской губернии, звали край с украинцами, «Хохловка», а жителей обзывали, хохлами. Хохлы в свою очередь, обзывали жителей «Прицепиловки», (так как они были русскими), кацапами. Сами же хохлы, проживающие на своем крае, называли его по своему, «СоколИнА».
Улица Ерзовка объяснялась просто. Ерзовка – это окраина, место проживания бедного люда.

Нельзя не сказать была еще одна особенность. Старожилы села рассказывают, что какое-то время село было разделено на две части. Между жителями разных частей деревни была вражда: детей с одной стороны деревни не пускали играть на другую сторону, молодые люди могли гулять только с девушками со своей половины. Случались даже драки, края на край. (Все это подтверждает, что люди уже к этому времени стали жить стабильно, и появились такие сложности. Время колхоза, война и послевоенные годы, напрочь лишили эти проблемы…).

Но несмотря, ни на что, жизнь шла своим чередом. С 1925 по 1930 год, это было самое стабильное время единоличной жизни. Семья жила в достатке. На столе всегда был хлеб, молоко и мясо. Одежду пряли и ткали, шили сами. Зимой шубы и полушубки из дубленной овчины. Сорок лет прошло с момента образования Святославки. Сорок лет понадобилось, чтобы настала такая жизнь, о какой они мечтали у себя на родине, собираясь в 1885 году в дальнюю дорогу, осваивать Сибирь.

Коллективизация

В 1927 г. состоялся пятнадцатый съезд партии, который взял курс на объединение мелких крестьянских хозяйств, поскольку мелкие крестьянские хозяйства не давали достаточного количества хлеба, было решено активизировать их объединить в коммуны и колхозы. Первым пятилетним планом предусматривалось вовлечь в них 20 процентов крестьян. Считалось, что колхозы дадут необходимое стране количество хлеба.
Коллективизация в Сибири началась значительно позже, чем в южных регионах.
Об этих переменах в Сибири шли настороженные слухи и предположения. Одним не верилось и не представлялось, как это всех коров и лошадей сведут на один двор.
(Колхозы). Другие распространяли слухи, что и народ сведут в один большой общий дом и спать будут все вместе под одним большим одеялом. (Коммуны) Третьи говорили, что власть от мужиков отберут и править всем будут бабы. Мужики коров доить, а бабы на собрания ходить. (Женщины председателями колхозов).
Но никто даже не мог предположить, как это все обернется против крестьян, сколько погибнет и пострадает невинного народу. Все чего они добивались сорок лет, разорится в считанные годы.

С весны 1928 года, слухи стали проявляться в реальности. Первой ласточкой в этой большой политической работе было создание коммуны. С них и началась работа.
Члены группы ЦК ВКП стали ходить по домам и агитировать в коммуну. Коммуна эта форма ведения хозяйства предполагала всеобщее обобществление земли, тягловой силы и скота, сельхозинвентаря, а также усадеб со всеми постройками. Произведенный продукт распределялся по количеству едоков, членов каждой семьи.

Первая коммуна образовалась между Новославянкой и Левашовкой на берегу пруда. 
В нее вступили бедняки этих деревень, у кого не было лошадей, кто не имел плугов, борон и семян. Председателем коммуны, был избран Добрынин Никифор Степанович. Жизнь людей, в коммуне стала легче. Соблюдали грамотный севооборот, получали неплохие урожаи. За время существования коммуны, выросла маленькая деревня «Искромай». Крестьяне Святославки продолжали жить единолично весь 1930 год. 

В начале февраля 1931 года коллективизация дошла и до нашего села. В село приехали уполномоченные из райцентра с целью организовать колхоз в Святославке. Уполномоченные властью собрали крестьян на собрания и разъясняли людям, что такое колхоз. Обещали, что для всех в нём будет хорошая жизнь. Но для этого надо было сдать в общее хозяйство зерно, коров, лошадей, сбрую, телеги, и.т.д. 
Агитация велась напористо: «Кто не вступает в колхоз, тот кулак», и будет раскулачен.
У кого было по одной коровенке и не было лошадей, те охотно вступили в колхоз. Кто жил покрепче, вначале не соглашался, отказывался вступать в колхоз.
Тех, кто не хотел вступать в колхоз, сдавать скотину и зерно, грозили раскулачить.

Раскулачивание предполагалось для тех, кто пользовался наемным трудом батраков. На практике же под раскулачивание попали, в основном, крепкие трудолюбивые крестьяне. У них никогда не было батраков, они трудились, по воспоминаниям их детей, от темна и до темна, хозяйство вели бережливо и с умом.
Под раскулачивание попадали, не только у кого было много скота, но и те хозяева, у кого были, по кругу крытые крыши в домах, если дом был обшит тесом, то владельца дома признавали кулаком. А то, что в доме не было ничего кроме стола с лавками, это никого не интересовало. Интересовало еще, у кого крыша была покрыта железом, тот тоже считался состоятельным хозяином, домА такие отбирали, передавали в сельсовет, хозяев высылали за пределы села, при такой ситуации не обходилось без возмущений, а кто сильно возмущался, признавали врагами народа, бесшумно арестовывали и приговаривали к расстрелу.

Был расстрелял и основатель села Святославка, прибывший в числе первых переселенцев, житель Курской губернии, Грайворонского уезда. Цыбулькин Андрей Андреевич, 1878 года рождения, было у него четыре дочери и четыре сына. Жена, Прасковья Ивановна, после ареста мужа, не выдержала всего и вскоре умерла.
Под раскулачивание попадали и по доносу. Покажут на кого-нибудь, что он кулак, что держит работника, вот и все. Слово бедняка имело вес, а кулака никто не слушал. Их выселяли вместе с малыми ребятишками, и брать ничего не разрешали. Подгонят к дому телегу, погрузят туда имущество и на их же лошадях увозят в Ижморку, а затем в тайгу, в Нарым. Люди плакали, причитали, а попрощаться даже не подпускали.

Из рассказов старожилов, народ в то время был малограмотным. Когда людей забирали, были уверены, что разберутся и быстро их отпустят, но больше их никто не увидел и документов никаких не прислали. 

В целом Кузбасское село представляло собой множество мелких колхозов. Даже в деревне численностью в 20-30 дворов создавался отдельный колхоз. В крупных селах нередко было 2-3 колхоза. К весне 1932 года на территории нашей области насчитывалось 1600 колхозов, объединявших 84000 крестьянских хозяйств. Почти 85 процентов посевных площадей, которые раньше засевали единоличники, теперь было обобществлено.

В тридцатом году в Святославке образовалось 3 колхоза. Председателей колхоза выбирали из более добросовестных крестьян. Надеялись, что раз он со своим хозяйством смог управиться, значит, и колхоз вывести сможет. На левой стороне улицы создали колхоз «Красная сибирь». Первым председателем выбрали организатора коммуны «Искромай», Добрынина Никифора Степановича, (в 1947 году председателем работает Ядыкин З.С.). По правую сторону реки, улицу поделили на два колхоза. Разделял колхозы, мост через реку.

                 

Левая сторона улицы (со стороны моста), колхоз «17 октября», первым председателем был избран Иван Федорович Комаров, в 1938 году председателем работал Головин Поликарп Иванович, во время войны он ушел на фронт и с фронта не вернулся. На смену ему в 1943 году пришел с фронта инвалидом, Федор Васильевич Жуков. По правую сторону улицы колхозники проголосовали за Петра Борисовича Головина, но партийные работники сказали, что для престижа колхозного строя, в селе нужно, чтобы одним колхозом руководила женщина. Тогда проголосовали за Анпилогову Агафью Герасимовну. Колхоз стал называться «Серп и молот».

Началась колхозная жизнь…
С самой первой сложностью, с чем столкнулись колхозники, это стал вопрос, куда девать маленьких детей. Яслей в то время не было, сидеть с детьми разрешали только первые три, четыре месяца. За не выход на работу можно было угодить в тюрьму.

Вторая сложность, это были их домашние животные. Каждый видел свою корову, свою лошадь, видел как на ней пашет чужой человек не жалея ее. Как мычат голодные коровы, при виде своих хозяек. Люди очень долго не могли смирится.
Третья сложность заключалась в том, что в колхоз перешла вся земля и сенокосные наделы, которые крестьяне с таким трудом разрабатывали для себя, все эти годы.
Косить сена для личного скота стало негде — всё колхозное, на трудодни давали сена мало. Скота-коров в личном подворье разрешалось держать одну голову, одну овцу, одного поросенка. Лошадей держать было строго запрещено. Все перевозки населения, сена, дров, осуществлялись на людской тяге, или на быку.
Отношение к работе стало меняться, хотя ещё и оставалась старая привычка, делать добросовестно, честно, но мешала обезличка труда. Трудодень-палочку ставили опытному работящему мужику и молоденькому неопытному мальчишке одинаково, так как работали в одной бригаде. Поэтому на всё стали смотреть сквозь пальцы.
Жизнь наших жителей перешла как бы в два уровня. День работали на колхоз за трудодни-палочки, вечером-ночью для себя.

В первые годы колхозная земля обрабатывалась старыми методами. Пахали на лошадях. Пользовались двухлемешными плугами. Было несколько конных сеялок и конных граблей, приобретенные в годы НЭПа, жителями села. Крестьянам в период новой экономической политике (НЭП) выдавали беспроцентные ссуды на пять лет. Крепкие хозяева смогли покупать такую технику, за что и поплатились, признавшиеся кулаками и сосланные в Нарым.

 В раскулаченных домах стали открывать детские ясли, почту, сельсовет, трахоматозный пункт. Стала существовать в каждом раскулаченном доме, отдельная колхозная контора и в каждом колхозе свои ясли. Никаких воспитателей в то время не было, за детьми присматривали пожилые женщины.
Первым председателем сельсовета при образовании колхоза был избран Грязев. Располагался сельсовет на территории колхоза «Красная Сибирь», в раскулаченном доме, где проживал, крепкий хозяин Козлов Дмитрий. Первая почта располагалась в этом же доме. Парторгом работал Беленков Ефим Михайлович. Первый
трахоматозный (фельдшерский) пункт располагался также в раскулаченном доме на территории колхоза «Красный октябрь». Жил там очень зажиточный хозяин, по фамилии Арбунов. Разводил и продавал он лошадей. Заведующим трахоматозным пунктом в 1934 году, был назначен Кондратенко Иван Иванович.

При колхозе вся власть перешла в руки партии и комсомола. В партию загоняли всех поголовно. Стало много партийных, но в тоже время еще много оставалось и верующих людей, особенно пожилых.
Советская власть приняла решение, чтобы отучить народ от церкви, нужно сделать в каждом селе клуб. Под клубы было решено использовать церкви.

Летом 1936 года от партии поступило распоряжение разрушить церковь. Задача была разломать купола, скинуть колокола и крест. Инициативу целиком и полностью подхватили, "обратившиеся" в новую религию комсомольцы-коммунисты села. Каким-то «умникам» захотелось выслужиться перед новой властью, они и решили, заняться этим делом. Когда ломали церковь, все старики и старухи стояли и плакали, остальной народ, молча, смотрел, как сбрасывали сверху колокола и выносили церковную рухлядь. Особенно много было церковных книг, которые сожгли в костре. Часть икон все же люди сумели спасти. Книги, после 1930 года, сожгли все. В этих книгах, в том числе и вёлся учет людей, с момента образования церкви, как родившихся и крестившихся, так была
и книга умерших.

В 1936 году церковь прекратила свою работу. Соответственно и не стало церковнослужителя. Какое-то время священник Зернов еще тайком крестил детей по домам, и отпевал покойников. До сталинских времен его не беспокоили, а в 1938 был признан врагом народа и арестован.

По какой-то причине из Святославской церкви клуб все же не сделали, и было принято решение, построить новый колхозный клуб. Колхозный клуб построили на территории колхоза «Красная Сибирь», История не сохранила, под чьим руководством строился клуб. Возможно, толковым плотником был Цыбулькин Андрей Андреевич. Но точно известно, что в том числе строил его сын, отменный столяр и плотник, Цыбулькин Ефим Андреевич.

Наступали Сталинские времена, приближался 1937 год…  

Жизнь в колхозе в 1937 году оставалась еще тяжелой. Колхозники, работали от зари до темна, за все они получали трудодни. Этих трудодней им едва хватало отчитаться по норме. Если меньше нормы выполнишь, могли и засудить. В своем личном хозяйстве работали только по ночам после работы в колхозе. Обрабатывали свои небольшие огороды, ухаживали за скотиной. Многое здесь делали дети и старики. Зимой, конечно, на своё хозяйство уходило больше времени. Но налоги были большими. Брали яйцами, шерстью, молоком, мясом, картошкой. Денег за работу не давали. Считали по трудодням.
Особенно трудно было, женщинам. Никого не интересовало, что она тяжелая, пока не родит в поле. Не интересовало - заболела ли она, или дитя малое занедужило дома. Все идут на работу, и она идет, хоть и беременная.

В 1937 году новые события стали лихорадить село. Колхозники еще не знали, какое испытание им предстоит. Сколько опять безвинно погибнет односельчан.

2 июля 1937 г. политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение о проведении широкомасштабной «операции по репрессированию бывших кулаков, активных антисоветских элементов и уголовников». В соответствии с этим решением нарком внутренних дел СССР, генеральный комиссар гос. безопасности Ежов 30 июля 1937 г. издает секретный оперативный приказ № 00447, Послать секретарям обкомов, крайкомов, ЦК нацкомпартий следующую телеграмму: 

"Замечено, что большая часть бывших кулаков и уголовников, высланных одно время из разных областей в северные и сибирские районы, а потом по истечении срока высылки, вернувшихся в свои области, — являются главными зачинщиками всякого рода антисоветских и диверсионных преступлений, как в колхозах и совхозах, так и на транспорте и в некоторых отраслях промышленности.
В приказе репрессируемые разбиваются на две категории. Относящиеся «к первой категории… подлежат немедленному аресту и по рассмотрении их дел на тройках — РАССТРЕЛУ»… Приговоры по первой категории приводятся в исполнение на местах с обязательным полным сохранением в тайне, времени и места приведения приговора в исполнение.
В начале августа 1937 г. в местные органы госбезопасности поступила телеграмма за подписью Сталина, в которой сообщалось, что «при областных отделах НКВД создаются особые тройки, которые должны разбирать дела крупных уголовных преступников». Эти «спецтройки» состояли из председателя (начальника местного управления НКВД) и двух членов секретаря партийной организации и представителя местного Совета. Такой состав внесудебных карательных органов обеспечивал круговую поруку высших должностных лиц. На практике порядок был такой: составлялся альбом, на каждой странице которого обозначалось фамилия, имя, отчество, год рождения. Начальник облУНКВД писал на каждой странице красным карандашом большую букву «Р» и расписывался, что означало «расстрел». В тот же вечер или ночью приговор приводился в исполнение. С приговором о применении высшей меры наказания осужденного знакомили перед расстрелом. 
Органы НКВД перевыполняли план расправы над своими "врагами народа". 
Перевыполнение планов по уничтожению врагов народа, как правило, поощрялось.

Начались снова массовые аресты людей. Арестовывали за что угодно, даже за то, что кто-то донес, что будто бы он где-то пропустил, не заборонил участок поля. Таких забирали как вредителей народа. Люди жили в страхе. Одного за другим увозили «черные воронки». По ночам прислушивались, не едут ли за ними.
Многих людей посадили в тюрьму, и приговорили к расстрелу. Люди старшего возраста, были жителями Курской губернии. Что очередной раз доказывает, большинство Святославцев, корнями с тех мест.


Бойко Кузьма Самойлович
Шаламов Александр Степанович
Шаламов Григорий Александрович
Цыбулькин Андрей Андреевич
Строганов Степан Николаевич
Немыкин Андрей Иванович
Матюшин Семен Алексеевич,
Недохлебов Иосиф Павлович
   

К 1939 году волна репрессий спала, и некоторые мужики, по ночам поджидавшие чёрных воронков, успокоились. К колхозу люди постепенно привыкли. Время шло, люди про своё единоличное хозяйство стали забывать. Все притерпелись, приспособились к этой коллективной жизни. Жизнь со временем помаленьку начала налаживаться. В селе заработал клуб. С превеликим удовольствием колхозная молодежь стала посещать его. Изредка стали привозить из Ижморки кино. Кинопередвижка осуществлялась на лошадях. С собой везли кинопроектор, экран, киноленту и динамомашину. Динамо вырабатывало ток, путем вращения рукоятки. Самый первый звуковой фильм смогли посмотреть «Чапаев». Это был настоящий праздник. В клубе всем места не хватило. Дети разлеглись на полу. После фильма, раздвигались лавки и затевались танцы, песни, пляски, под гармошку и балалайку. Гармонистом в то время был Николенко Петр, на балалайке играл Анпилогов Михаил. 

В 1939-40 годах, стала расти механизация сельского хозяйства. В Колыоне создается машино-тракторная станция (МТС). Колхоз «Серп и молот», председатель Агафья Герасимовна, покупает первый колесный трактор, импортного производства «Фордзон». Первым трактористом становится Мазура Алексей. Это было событие! Всё село смотрело, как он шёл! Колёса чугунные, на каждой кочке он подпрыгивал и гремел. Люди шарахались в разные стороны, но всё же добрались до поля, а увидев первую пропаханную борозду земли, кричали: «Ура! Ура!». Первая машина «Полуторка» появилась также в колхозе Агафьи Анпилоговой, первым водителем был, Савенков Иван Ильич. В том же году в колхозы были доставлены сложные молотилки, зерноочистительные машины. В колхозе «Красная Сибирь» шофером работал Попов Михаил Дмитриевич. Поступала техника и в другие колхозы. На них первое время работали четыре девчонки из Колыонской МТС. Колесные трактора назывались СХТЗ-15/30. Гордостью колхоза «Серп и молот» был прицепной комбайн «Коммунар», первым комбайнером стал Головин Петр Борисович, помощником комбайнера стала его жена, Головина Мария Семеновна. Тянул такой комбайн, трактор ХТЗ (Колесуха). Также в эти годы уже вовсю велось производство кирпича. Кирпичный завод располагался на левом берегу реки "Ходукино", неподалеку от водяной мельницы. Кирпичником работал Зотов Никита, помогал ему Песчанский Сергей. Глину брали на месте, песок подвозили молодые ребята на быках. В том числе и Иван Анпилогов. До сих пор остались ямы, на месте кирпичного завода от выбранной глины. Также по окраинам села, со времен колхоза, существуют множество силосных ям. Которые копались вручную. Все они выглядят конусной формы

Люди стали работать дружно. Строили новые дома, возводили новые фермы, амбары для зерна. По окончании какой-то сезонной работы - посевной, сенокоса, по бригадам устраивали пирушки. На работу и с работы стали ходить с песнями, пели как старинные, раздольные песни, так и озорные частушки на колхозную тему.

Наступало лето 1941 года...

Закончились в поле все посевные работы. Люди готовятся к сенокосу. Настала самая короткая ночь в году с 21 на 22 июня. Село живет, не зная, что беда опять стоит на пороге. Началась Великая Отечественная Война...


Спец. настройки
Версия для слабовидящих

Календарь
«  Май 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Друзья сайта
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Хотим знать мнение


    Святославка, Кемеровская область 2018